ВЛАДИМИР ДМИТРЕНКО: КОТОРЫЕ ТУТ ПРОТИВ ОКТЯБРЯ?

(С выставки Алексея Беляева-Гинтовта "Боевые страницы")

ЧЕТВЕРТОГО НОЯБРЯ, в канун революционной годовщины, в галерее "Крокин" прошел очередной вернисаж художника-монументалиста Алексея Беляева-Гинтовта "Боевые страницы", посвященный эстетике первых пятилеток. По недоброй иронии именно в эти дни Госдума боязливо обсуждала неудобный праздник - то ли перевести 7 ноября из праздничного дня в разряд "памятных дат", то ли вообще вычеркнуть революцию из кастрированной бюрократической версии нашей истории. Опасения депутатов понятны, но старания тщетны - революционная тема и так с маниакальной аккуратностью избегается масс-медиа и официозной политикой, но все настойчивей революция стучится в нашу жизнь через неформальную литературу, музыку, искусство. Очередное подтверждение этому - убедительный графический ряд "Боевых страниц", взятый из агитационного мультфильма 20-х годов и растиражированный художником на двухметровых отрезах войлока. В этих работах с предельным аскетизмом проступили пылкий пролетарский пафос той эпохи, магия воинственной индустриализации мирной аграрной страны. Безымянные пассионарии - солдаты и шахтеры, инженеры и моряки - оттачивают грани великого проекта винтовкой, отбойным молотом и рычагами фабричного станка. В строгих силуэтах фабрик, пароходов и заводских труб вычерчен весь имперский футуризм советской страны, агрессивно-созидательные амбиции великих строек. Войлок также был выбран не случайно в качестве материала этой иконографии - по Гинтовту он наглядно символизирует укрощение хаоса, переход от предельной аморфности овечьей шерсти к четкой и упорядоченной структуре. В итоге "Боевые страницы" получились совсем не протяжной ностальгической реминисценцией в духе "у нас была великая эпоха", но спокойным и уверенным утверждением: "у нас будет великая эпоха!" И трусость политического и информационного истеблишмента получает своё последнее обоснование - его в этой эпохе просто не станет. Выставка в галерее продлится до 5 декабря и открыта для всех желающих по адресу Большая Полянка, 15. Как всегда, сами работы, фоторепортаж и подборку критики можно будет посмотреть в Интернете на художественном портале Беляева-Гинтовта www.doctrine.ru

Владимир Дмитренко