НАТАЛЬЯ ФИЛАТОВА: ВАЛЕНКИ БОЛЬШОГО СТИЛЯ

Алексей Беляев-Гинтовт в Крокин-галерее

Алексей Беляев-гинтовт - художник необычный. Он борец против либеральных ценностей и актуального искусства. Не нравится ему броуновское движение отдельных индивидуумов на просторах столичных галерей, лишенное стилевого компаса и какого бы то ни было направления. Он борется за возрождение Большого Стиля. Борется серьезно и без дешевых провокаций. И считается при этом одним из самых модных и актуальных художников.

Несколько лет назад Беляев-Гинтовт организовал проект "Полюс", которым помимо него занимались также художники Андрей Молодкин и Глеб Косоруков. Цель проекта состояла в создании Большого Стиля (точнее, возрождении Большого Классицизма), и результатом активной работы художников стал небольшой альбом из 10 фотографий, на которых были запечатлены псевдостатуи, пафосные и очень похожие на памятники эпохи сталинизма. Альбомы эти участники "Полюса" рассматривали как высокоточное художественное оружие и рекомендовали их в помощь агитатору. Помимо создания этих агитальбомов "Полюс" разработал очень подробную теоретическую базу, обосновывавшую прямую связь процветания государства российского с тотальным торжеством классицизма на всей территории страны.

Новый проект Беляева-Гинтовта в Крокин-галерее "Боевые страницы" является логическим продолжением "Полюса", только менее глобальным. Название взято из цикла советских мультфильмов, посвященных успехам первых пятилеток. Сюжеты принтов - подробная раскадровка этих самых мультиков: флаги, Ленин - Сталин, поля страны, первые электростанции, когорты красноармейцев, шагающих дружно в ногу, и прочие знакомые сюжеты. Материал - войлок - тоже имеет корни самые великорусские. На огромных, полтора на два метра войлочных полотнищах победы советского строя смотрятся угрожающе. Хотя выясняется, что иконография этих побед в 20-е годы сильно отличалась от иконографии 50-х. На ранней стадии она была гораздо индивидуальнее и человечнее, что ли. Ряды защитников Отечества состоят не из безликих шаблонных роботов, а из живых людей с разными чертами лица и настроениями. Сталин тоже еще не успел забронзоветь в классической иконографии и имеет какую-то молодцеватую талию и не самую богатырскую грудь.

Монохромные бело-коричневые полотнища несомненно принадлежат столь воспеваемому Беляевым-Гинтовтом Большому Стилю, но на агитки они не тянут - слишком монументальны. Хотя это скорее всего следующая стадия развития проекта "Полюс": когда классицизм уже утвержден сверху, принят массами и требует некоего сурового украшения, в качестве коего сии ковры и можно рассматривать.

Наталья Филатова