REAL-TIME ИСКУССТВО ГИНТОВТ-БЕЛЯЕВА

Чем больше интересуюсь событием, тем понятнее выбор в пользу ГБ. Судя по реакциям выбор верный. В свете паники искусство Гинтовта-Беляева теперь представляется некой редкой аномалией, случившейся в закрытой self-referential криптобюрократической системе, созданной в соответствии с правилами своей же игры, оправдывающей своё существование изнутри, стремящейся к покою и абсолютному порядку (я бы даже сказал к порядку "фашистскому", если бы этот милый эпитет уже ни узурпировали постовые милиционеры эстетического дискурса). Конечно, с точки зрения сохранения порядка «правильнее» было бы закрыть глаза на эту травматологическую аномалию, тем более, что она - единственный ушиб по курсу ласкового поглаживания талантов. Но видать жюри в своём решении исходило из каких-то других соображений, не исключительно арт-корпоративных. Видать, это жюри само несколько аномально - в положительном смысле слова. Оно очевидно не успело законсервироваться в оперативной доктрине идейной корректности. Счастливым случаем недопредставленное параноидальными мета-теоретиками, склонными в каждой картинке голой задницы зреть программу содомизации всей страны, кандинская комиссия как будто в принципе не против поэтических исследований опасных зон понимания мира. И между строк читаю, что искусство ГБ - не банальная аномалия, а отклонение знаменательное. Вот и в этом изложении оно оказывается не иначе как самой судьбой, «роковым моментом» после, которого «невозможен поворот вспять и прошлое стремительно отпадает, целым куском, навсегда». О да! искусство имеет такое нескромное притязание: трансформировать жизнь, становиться самой жизнью - если оно хотя бы само о себе думает, что вообще чего-то стоит, конечно. Теперь я замечаю не только практические следствия победившего искусства, но и собственное содержание его. Гинтовт-Беляев - он как бы Ворхол наоборот. Если Ворхол славен тем, что внедрил в сердце образа «Ничто», Гинтовт вбивает в его недра «Всё». Поэтому оно такое «трогательное». Вдруг искусство снова что-то значит. И это происходит в REAL TIME.

к этому: http://www.openspace.ru/art/projects/89/details/6467/

В моём понимании они - художник и интеллектуальная компания, которая информирует жанр - «фашисты» в том смысле, в каком всякое правительство и всякое организованное коллективное действие является фашистским по отношению ко всякому следующему правительству или программе. Правительственные фигуры и стратеги действия мыслят в категориях реальной политики. Связи, которые налаживаются между правительствами и политическими игроками - это не сентиментальные связи, не случайные, а целерациональные, обещающие политическую выгоду. В этом свете искусство Гинтовт-Беляева правильнее называть политическим, а не фашистским. Мне кажется, что это самое политическое искусство из представленных сегодня на художественной сцене и может быть поэтому его заметили судьи. Оно может на уровне идеологических импликаций ужасать, но всё же оно не экстремально. Нет в нём никаких преступлений против человечества. Все другие формы на этом фоне выглядят декоративными, призванными доставлять удовольствие; они, стоящие близко друг к другу, смазываются с формами развлечений и продуктами бытового потребления. В этом статусе они теряют свою категориальную отличительность - они не различимы как собственно искусство. Конечно можно утверждать, что искусство ГБ, сливаясь с политикой (которая всегда предполагает коллективность - как цель и как средство), исчезает как искусство в «чистом виде». Но так повелось, что связь политика - искусство жестче и роднее, чем связь искусство и бытовые интересы (что значит покой и уют). Принято думать, что искусство - чем оно и отличается от всего остального, что касается воображения - должно будоражить сознание.. Лично я не заметил никаких других работ из представленных на рассмотрение, которые бы могли соперничать в плане когнитивных потрясений. Полагаю, что проблема не в том, что на конкурсе победил ГБ, а в том, что в российской лиге искусств больше некому побеждать. И вину можно приписывать самому художественному эстаблишменту, у которого не хватает энергии даже отрицать ценность работ ГБ - не говоря о генерации достойных альтернатив. Например Гельман в оценке работ ГБ противится позолоте и пафосу и на этом общем моменте его претензия как будто всецело исчерпывается - типа, вельвет в нашем салоне нынче не в моде.

SCHIZFLUX