ВПОЛНЕ БЕЗОБИДНЫЙ ФАНТОМ

Елена Селина, директор XL галереи:
«Вполне безобидный фантом»

В 1990-е годы в XL галерее прошло четыре выставки лауреата выставки Кандинского. Это время было для Алексея Беляева-Гинтовта периодом поиска, и для меня тогда он был гораздо многомернее, чем сегодня. Нам были интересны его психоделические исследования. Сегодня я подписываюсь под всеми проектами, которые он сделал в нашей галерее. Все они были очень разные, но каждый из них по-своему интересен. Первый - «Алексей Беляев вызывает дух» - был чисто психоделическим и эстетским, за предъявленными образами скрывалось много аллюзий. Два следующих были интересны своими пластическими решениями и парадоксальностью. Неожиданные интерпретации всегда были свойственны Беляеву-Гинтовту, он обладает нетривиальным чувством юмора, часто в его высказываниях стерта грань между серьезным и несерьезным. Последний проект, который он сделал в XL, был довольно резким. Он поднимал тему, сквозную для русского искусства еще со времен футуризма, - «сбрасывания с корабля современности» известных писателей - Ахматовой, Толстого, Пушкина и Достоевского. Вообще его отношения с «историческим» материалом во многом перекликались с неоакадемизмом Тимура Новикова. Сегодня из Беляева-Гинтовта, всегда бывшего человеком стиля, начали создавать идеолога чуть ли не национализма. С этим никогда не соглашусь. Как и раньше, он гораздо сильнее увлекается эстетической стороной, чем какой-либо идеологией. Он сам по себе очень красивый и стильный, такой идеальный летчик, и было бы странно, если бы человек такого типа и внешности не увлекся бы героикой. И, безусловно, когда человек начинает мыслить героическими категориями, он рано или поздно приходит к большому стилю. Поэтому я не оцениваю эстетику Беляева-Гинтовта с точки зрения идеологии. Эта героическая игра, в которой он живет. Можно даже сказать - некий фантом, вполне безобидный и имеющий не так уж много поклонников.

АРТХРОНИКА