IНОСТРАНЕЦ: "В НОВОНОВОСИБИРСКЕ ТОЖЕ ЖИВУТ ЛЮДИ"

В Москве, в Музее архитектуры имени А. В. Щусева (Воздвиженка, 5) – «Новоновосибирск». Авторы – Алексей Гинтовт, Андрей Молодкин, Глеб Косоруков и Дмитрий М. Шостакович. До этого выставка была показана в Санкт-Петербурге, в Русском музее.

Алексей Гинтовт (ранее он подписывался Алексей Беляев и Алексей Беляев-Гинтовт), вдохновитель «Новоновосибирска», всегда был склонен к работе с очень большими формами. В начале 90-х он (вместе с Кириллом Преображенским) выставил в галерее «Риджина» модель самолета «Юнкерс» в натуральную величину, изготовленную из валенок. Изделие было посвящено Йозефу Бойсу – как известно, великий немецкий художник во время второй мировой воевал в Люфтваффе и был сбит над Крымом. Потом Алексей Гинтовт показывал в галерее XL зубной протез размером три на три метра. Затем в парижской капелле Сальпетриер им была выставлена огромнейшая скульптура – нога с раздвоенным копытом и петушиной шпорой, а в одной из галерей французской столицы он с Андреем Молодкиным демонстрировал «Копье Вотана» – фаллический объект, состоявший из большущего бревна, увенчанного боеголовкой советской баллистической ракеты. Далее последовал «Новоновосибирск» – картины размером 250 на 420 сантиметров, выполенные в особой технике: синей шариковой ручкой на холсте. Сюжеты – «Аполлон в силах» (голова Аполлона, за ней – ракетная установка), «Плотина Аполлона» (Аполлон с луком и ракетной установкой на фоне гидроэлектростанции), «Золотой колосс» (пшеничный колос на фоне неба) и «Ядерное православие» (подлодка с крестообразным хвостовым оперением, вмерзшая в лед, вокруг бродят олени).

Какое-то время Гинтовт был близок к мэтру петербургского неоклассицизма Тимуру Новикову, потом они разошлись. Это понятно: Новиков, великолепный арт-менеджер, вполне конъюнктурно проповедует возрождение русского классицизма, сохранение русской духовности и прочие столь же неоспоримо актуальные для нашей культуры приоритеты, в общем, стараясь держаться в рамках триады «православие – самодержавие – народность». Гинтовт и его сотрудники идеологически нашему главному неоклассику должны быть чужды. Самодержавием они, кажется, интересуются не очень, а русскую духовность видят не в православном, а скорее неоязыческом виде.

В МУАРе «Новоновосибирск» был заявлен как вполне реальный архитектурный проект новой российской столицы, расположенной в сердце Евразии. «Аполлон в силах» – это эскиз стометровой титановой скульптуры, которая должна быть установлена над одной из гидроэлектростанций Обского каскада. «Золотой колосс» – это пусковая установка ракет мира, оснащенных солнечными батареями. Они должны способствовать возрождению арктического земледелия. В настоящее время в работе находятся также проекты космодрома «Шамбала», палестры-доминанты ЦПКиО им. Платона «Капитолийская волчица», Федоровский центр управления полетами «Шапка Мономаха» и речной порт им. Бердяева «Ракетный крейсер Аврора». В экспозиции имелись также большие черно-белые фотографии Глеба Косорукова, называющиеся «Монументы»: изображения мускулистых блондинов, разрывающих цепи и куда-то стремящихся с вилами. Это – здоровые, отважные и целеустремленные жители будущего Новоновосибирска. Звучала музыка Дмитрия М. Шостаковича, коллажи из произведений великого деда.

Кроме того, в растворенное окно с видом на Кремль пускали почтовых голубей с посланием, озаглавленным «Великий канон» и адресованным Путину. В нем заявлялось, что именно авторы «Новоновосибирска» являются здоровой частью общества и способны возродить российскую духовность и поставить отечественную культуру на приличествующую ей высоту. В знак торжества евразийской идеи на вернисаже приглашенных угощали кумысом.

Ну и что? А вот что. Если рассматривать «Новоновосибирск» с профессиональной точки зрения, то старательность в закрашивании огромных холстов шариковой ручкой безусловно похвальна, но по критериям академического рисования уровень весьма низок. Фотографии Косорукова есть ни что иное, как перепевы работ Родченко и прежде всего Лени Рифеншталь, любимого кинорежиссера Адольфа Гитлера. Конечно, Рифеншталь великолепный режиссер и оператор, но это, к несчастью, не делает ее культурную и политическую позицию более симпатичной. Да и ладно, можно сказать. Так, очередной концептуальный проект в рамках нашего вполне провинциального современного искусства.

Но в «Новоновосибирске» находиться неприятно. Я не стану даже рассуждать об опасности безответственных игр в нацизм, тоталитаризм и в столь сомнительную теорию, как евразийство. Мне даже не хочется пытаться оценить, способны ли авторы «Новоновосибирска» на иронию и насколько их сверхсерьезные заявления соответствуют истинным убеждениям «новоновосибиряков». Дело в том, что смотреть на их изделия скучно: они демонстрируют глупую амбициозность авторов и их неспособность чувствовать нерв времени. Впрочем, боюсь, здесь я ошибаюсь. Не исключено, среди наших соотечественников много найдется таких, кто захочет жить в этом жутком синюшном Новоновосибирске.

Я не хочу. Это не моя столица не моей родины. И другим не советую.

Никита Алексеев,
газета "Iностранец".