КОММЕРСАНТ: АЗИОПА – ОПЛОТ АТОМНОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Именно Новиков указал всем утомленным цивилизацией путь из наличного сумрака в очередное светлое будущее. Установки вождя отдают фашизмом и балаганом одновременно, но товарищи по связям с общественностью сумеют все правильно интерпретировать.
Наместник Новикова в Центральном округе галерист Александр Якут что-то совсем пропал из поля зрения художественной общественности, но перед загадочным своим исчезновением успел раздуть из искры вполне устойчивый костерок. Полтора года назад на подведомственном в ту пору Якуту «Арт-Манеже» дебютировал проект москвичей Беляева-Гинтовта и Молодкина «Новоновосибирск». Столько тогда было понта (вплоть до привлечения думского комитета по государственному строительству) и такая демонстрировалась гигантомания, что казалось: не выживет ребеночек, не справится с атмосферным давлением. Однако прошли месяцы, и вот уже «Новоновосибирск» мелькнул в сводках Русского музея, а нынче и московский Музей архитектуры позвал на презентацию.
Чтобы уберечь наше евразийское сообщество от тлетворного влияния Запада, группа молодых, но уже идейно сформировавшихся авторов предложила перенести столицу России в середину страны. Там, на плодородных мерзлотных почвах вблизи Духовной Индии, Шизокитая и спасительных урановых рудников должен вознестись в небо Новоновосибирск, если только партия и правительство не выберут другое название.

Позитивно-агрессивные молодые мужчины» возведут на берегах Оби «cтометровую статую Аполлона Бельведерского с пусковой ракетной установкой за спиной, а также ЦПКиО имени Платона, Федоровский центр управления полетами «Шапка Мономаха» и речной порт имени Бердяева "Ракетный крейсер Аврора"».

Аграрно-космическая держава победит в войне с негативно-агрессивными американцами, перевыполнит на 200% план по сбору ананасов и заключит союзный договор с маленькими зелеными человечками (этого уже нет в сценарии, но логически вытекает из преамбулы). Одним словом, нас и наших потомков ждет невероятное благоденствие в гармонических декорациях, нужно лишь принять проект за основу хотя бы в первом чтении.
Пока же он состоит пяти холстов размером 420х250 см, изрисованных шариковыми ручками капиталистической фирмы «Bic». Заметим, полтора года назад демонстрировались те же опусы, хотя всего обещано 24 монументальные композиции. При таких темпах некоторые из нас могут не дождаться наступления счастья: сопьемся, выродимся, продадимся империалистам или шарахнем ракетами по окрестностям без всякого аполлонова благословения. Вы уж постарайтесь, дорогие художники, нарисуйте нам Азиопу побыстрее.
Дополнительное правдоподобие замыслу должна была придать фотографическая серия Глеба Косорукова, изображающая в эстетике конструктивизма добрых молодцев с вилами, цепями и манускриптами. На вернисаже для усиления общего эффекта внук великого композитора Д. М. Шостакович из дедовских фрагментов слабал марш «Наша победа», сотрудницы МУАРа разносили кумыс, а в качестве апофеоза ожидался пролет по анфиладе стайки голубей, которого многие не стали дожидаться из-за опасений насчет причесок и удушливой вони курящихся по углам экзотических благовоний. В прежние времена проект носил подзаголовок «Атомное православие». Воистину так.
Чего хотели авторы, понятно - чтобы продукт не залежался. Гостям - тусовка, критикам - пища для базара, музею - галочка в списке актуальных мероприятий. Больше всего не позавидуешь будним зрителям: придут с детьми и культурными намерениями, а тут такое... Ничего, пусть привыкают к новейшим веяниям, глядишь, по этим чертежам еще и строить заставят. Любопытная деталь: перед открытием на столе лежала стопка ксероксов со списком из полутора сотен фамилий, очерченным траурной рамкой. Никаких комментариев не последовало, но закралось подозрение: людям вроде Михаила Горбачева, Егора Гайдара, Елены Боннэр или Андрея Битова не жить в новопрестольном граде.

Коммерсант, текст: Велимир Мойст