МАРИНА ОБЛАЧЕВА: АНФИЛАДА ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ

Андрей МОЛОДКИН,
Алексей БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ,
Глеб КОСОРУКОВ,
Дмитрий Максимович ШОСТАКОВИЧ

Анфилада Главного здания
10 мая - 11 июня 2001 г.

Вдохновленные модными геополитическими концепциями и идеей Нового Русского ренессанса, авторы предлагают возвести в геометрическом центре Евразии, «колыбели великих мировых традиций», четвертую столицу России (после Киева, Петербурга и Москвы). Строительство ее должно опираться на витрувианские принципы пользы, прочности и красоты и наглядно продемонстрировать «возрождение классических идиом в искусстве сегодняшнего дня». В основе проекта новой столицы лежит Большая Идея. Кратко, она состоит в следующем: существующие столицы России (Петербург и Москва) находятся сегодня на крайнем западе, что стимулирует прозападническую ориентацию социально-культурного развития страны. Между тем, партнерство с Евразийскими центрами традиции: Индией, Китаем, Исламским миром, представляется ничуть не менее перспективным для России. Россия, живущая в 11 часовых поясах, должна наконец осознать себя «Срединной Державой», а значит и задуматься о переносе столицы на Восток в целях поиска равновесия. Выбранное для нового города местоположение идеально для того, что бы Новоновосибирск мог стать «точкой сборки силовых осей Евразийского Проекта». Очевидные имперские амбиции молодых градостроителей, естественно, должны быть поддержаны Большим Художественным Стилем, в рамках которого должна визуализироваться и материализоваться Большая Идея. Заявляя главными принципами своей градостроительной политики следование законам ордерного построения, иерархии, канона и «золотого сечения», авторы предпринимают парадоксальный, на первый взгляд, ход и начинают работу над проектом с  создания 24 монументальных композиций, призванных стать, с одной стороны семантическими знаками, задающими проектировочные векторы основных функциональных зон города, а с другой - художественно-стилистическими маркерами городской среды. Фотографии Глеба Косорукова представляют образы новых людей нового тысячелетия - молодых, сильных, здоровых, красивых. Тот факт, что в серии фоторабот мы видим только мужские скульптурные торсы, вполне объясним, ведь как с этических, так и с эстетических точек зрения, Новоновосибирск - это город позитивно-агрессивных молодых мужчин. И это вовсе не значит, что иным там места нет, просто идеальный город будущего изначально должен твориться идеальными людьми и для идеальных людей. Приятно понимать, что именно к ним уже сейчас причисляют себя создатели проекта - моделью для Косорукова выступил Андрей Молодкин. Написанный Дмитрием М. Шостаковичем марш «Наша победа» окончательно закрепляет ту культурную парадигму, в  которой будет существовать новое поколение россиян, граждан «Срединной Державы».

Аполлоническая ясность - вот отправная точка идейно-художественной модели города. Причем ясность эта воплощена предельно наглядно в первом из пяти уже представленных зрителям монументов - «Аполлоне в силах», являющем собой 100-метровую титановую статую Аполлона Бельведерского с пусковой ракетной установкой за спиной, стоящую на берегу одной из гидроэлектростанций Обского каскада. Новоновосибирск - город искусств, науки, будущего. Аполлон является его покровителем и значение этой статуи сродни тому, которое имеет Статуя Свободы для Америки. Ракеты, запускаемые из «колчана» греческого бога имеют сугубо мирное назначение - это градобойные снаряды и геодезические шары, с помощью которых жители смогут регулировать метеорологические условия в своем мегаполисе. Вообще, способность влиять на климат и окружающую среду в целом является основой процветания аграрно-космической державы, столицей которой и должен стать Новоновосибирск. Возрождению сельского хозяйства арктических областей будет способствовать пусковая установка ракет мира, оснащенных солнечными батареями, «Золотой колос». Освоение космоса начнется со строительства космодрома «Шамбала» в виде гигантского парящего белого лебедя.

Не все монументы имеют непосредственное функциональное назначение, некоторые создаются для иллюстрации определенных идейных посылов. Например, титановый макет всплывающей подводной лодки «Atomic Ortodox» - символический постулат идеи «мирного атома». В настоящее время в работе находятся эскизы палестры-доминанты ЦПКиО им. Платона «Капитолийская волчица», Федоровский центр управления полетами «Шапка Мономаха» и речной порт им. Бердяева «Ракетный крейсер Аврора».

В законченном виде все монументы представляются в виде картин размером 4.2 на 2.5 м, выполненных синей шариковой ручкой «Bic». Способ создания картин - наглядное выражение одной из основных концептуальных установок авторов - отказа от технических средств производства там, где это возможно и ориентации на рукотворность.

Меняя места экспонирования, авторы дополняют свой идеальный город новыми подробностями и деталями, постепенно увеличивают количество монументальных образов, запечатленных шариковой ручкой, производят необходимые начальные архитектурные расчеты. Фактически, сам проект рождается на глазах изумленных зрителей, погруженных художниками в самую пучину урбанистических мутаций, которые в итоге переведут его из статуса увлекательной художественной акции в полноценное градостроительное предложение, явно претендующее на серьезное внимание как в профессиональных архитектурных, так и в политических кругах. проект нового города официально считается рекомендованным аппаратом Госдумы по государственному строительству. Легитимизация проекта и очень убедительный настрой его авторов «идти до конца», вполне могут позволить Новоновосибирску в будущем перейти из возвышенных архитектурных фантазий в жанр сметно-проектной документации. Так что, сама по себе мечта о том, что город все-таки будет, а саду непременно цвесть, может оказаться не такой эфемерной, как представляется нам сейчас, при самом первом приближении к Большому Проекту Новой Столицы Евразии.

МАРИНА ОБЛАЧЕВА