СЕМЬ ДНЕЙ: "НЕОИМПЕРИАЛИЗМ"

Проект "Новоновосибирск" задуман художниками Алексеем Беляевым-Гинтовтом и Андреем Молодкиным полтора года назад. В 1999 году он впервые был фрагментарно представлен в парижском соборе Salpetriere и с тех пор путешествует по миру, обрастая новыми деталями. После недавней выставки в Мраморном дворце "Русского музея", "Новоновосибирск" вновь будет показан в Париже.

Ни много ни мало, художники решили создать генплан новой столицы. Полгода размышляли над теорией и придумали, что столица должна находиться в "геометрическом центре Евразии", где-то возле Новосибирска, потому что все имеющиеся и бывшие столицы слишком близки к Западу, чтобы достойно ему противостоять. Следовательно, нужно объединяться с Востоком. Другая основополагающая идея: настоящая столица должна определяться ее монументами. Архитекторы по образованию, с монументов они и решили начать. "Представьте: равнина, города еще нет, и стоят титановые, более ста метров, Аполлон с ракетами в колчане, золотой колос, лебедь, - рассказывает Молодкин. - Ориентируясь на них, будут строить дома и дороги". В планах художников - создать 24 полотна размером 420х270 см, на которых изображены неоклассические монументы для новой столицы. Изображения выполнены шариковой ручкой. "Мы превратили общедоступную практику в самую аристократичную на сей день технику рисунка", - говорит Беляев-Гинтовт. Кропотливая ручная работа для новых приверженцев классического искусства - особый предмет гордости.

Идея новой столицы не нова, но со времен модернизма начала XX века она впервые появилась в России примерно год назад. Долгое время - с самого начала 90-х - слова "столица" и "империя" в общественном сознании имели сугубо отрицательный смысл. Заслышав их, вспоминали Бродского: "Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря". Память о том, сколько сил было положено на освобождение от всех признаков имперскости, отпустила недавно. Теоретики культуры давно вывели закономерность: стилистические периоды сменяют друг друга по принципу противоположности. После эпохи внятных высказываний и отточенных форм наступают времена неясных линий и деформированных пропорций.

Идеологию и стилистику целостности реабилитировали фестивали "Неофициальная Москва" и "Неофициальная столица", напомнив о самой теме столицы и столичности. В том же 2000 году заявили о себе художники, пропагандирующие академические рукотворные формы, творчество, неотделимое от идеологии, и способность искусства организовывать реальность. "Искусство пользы" - так назывался прошлогодний "Форум художественных инициатив", на котором Беляев-Гинтовт и Молодкин выставили четыре готовых полотна из своего проекта. Для участия в выставке их рекомендовал комитет Госдумы по государственному строительству. В этом году готово уже пять картин. После выставки в Париже они будут представлены на первом этаже Госдумы. "Мы со своей идеей большого стиля немного опередили жизнь", - говорит Беляев-Гинтовт. Но к тому времени, когда будут готовы все 24 эскиза, общественное сознание как раз созреет если не для реализации, то для адекватного восприятия модернистских утопий.

Ольга Кузнецова,
"Семь Дней"