ТОСКА ПО ОТСУТСТВУЮЩЕЙ РОДИНЕ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С НОСТАЛЬГИЕЙ. ОНА НЕ РАСПОЛАГАЕТ К СЛЕЗЛИВОЙ СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ, НО ЗАСТАВЛЯЕТ КРЕПЧЕ СЖАТЬ ЗУБЫ И КУЛАКИ

Непосредственной формой воплощения этого являются огромные панно и маленькие холсты, составляющие серии, с черными и цветными изображениями на золотом и серебряном фоне; природный металлический блеск усилен слоем прозрачного лака. Герои у Беляева соответствующие - от знаменитых декадентов, как Оскар Уайльд, до таких властных персонажей, как Иван Грозный и Ленин. Третья тематическая линия, проявляющаяся в разных атрибутах, - смерть. Ну а в целом - огромное пространство бывшего газгольдера, в котором очень комфортно во время вернисажей, но в одиночестве я бы туда ходить побоялась.

 

Рецензия

Напоминающий средневековый донжон монументальный газгольдер, в котором с недавних пор разместилась Якут-галерея, завешан гигантскими панно, на которых можно увидеть Ивана Грозного и Мавзолей Ленина, небо над которым рассекает молния; кремлевские звезды и орлов (одноглавых). Есть еще "Рабочий и колхозница" и капитолийская волчица, березки, кора которых усеяна орнаментом из черепов, и вспаханные поля, пласты земли на которых выглядят какими-то развороченными могилами. Впрочем, поданы эти мрачно-помпезные образы вполне в поп-артном духе: каждое изображение повторено дважды - на золоте и на серебре. Так что интерпретировать их можно и как иконы, и как своего рода "логотипы", и даже просто как повторяющиеся элементы орнамента. Да и выглядело все это блескучее великолепие не столько сурово, сколько безудержно гламурно.

Через всю экспозицию золотой нитью тянется фриз из портретов всевозможных близких господину Беляеву деятелей культуры. В весьма прихотливом пантеоне декадентов, патриотов и мракобесов, которых объединяет разве что сумрачное "отрицательное обаяние", соседствуют Лени Рифеншталь и Артур Рембо, Шарль Бодлер и Оскар Уайльд, Рене Генон и Луи Фердинанд Селин. Место в этом иконостасе нашлось и для лидера Международного евразийского движения Александра Дугина. Господин Дугин присутствовал на выставке и лично - так же, как и лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов. "Это настоящий национальный постмодернизм, - определил Александр Дугин выставку господина Гинтовта.- Ведь постмодернизм может быть только национальным, и ошибкой большинства русских постмодернистов было то, что они просто копировали западные образцы".

Впрочем, в отношении выставки господина Беляева-Гинтовта справедливым было бы и утверждение, что национализм для художника возможен только как постмодернистский жест. Причем имеющий аналоги в международном контексте. Не случайно вернисаж в Якут-галерее сопровождался записями словенской группы Laibach, входящей в междисциплинарное художественное объединение NSK, объявившее себя виртуальным государством без территории. Тоталитарный кентавр, соединяющий черты сталинского, гитлеровского и муссолиниевского стиля, которого пытается произвести господин Беляев, сродни тому имперскому ретрофутуризму, который сочиняют входящие в NSK художники Irwin. И выглядят все эти раззолоченные мавзолеи и черепа, по счастью, не столько устрашающе, сколько гротескно. "Это не 'Россия!'. Это не 'Россия, которую мы потеряли'. Это не 'Россия-2'", - гласит пресс-релиз выставки "Песня о Родине". Остается только добавить нечто вроде "всякое сходство с реально существующими государствами случайно и непреднамеренно".