СТРАНА.RU: "РОДИНА-ДОЧЬ ЗОВЕТ"

В 2006 году в Москве объединились две ведущих галереи современного искусств: крупнейший продавец иностранных художников в России галерея «Триумф» и Yakut Gallery, ставшая первооткрывателем многих новых имен в русском искусстве конца прошлого - начала этого века. Новообразование назвали «Триумф» и поместили в здании титульной галереи XIX века. В знаменитом особняке купцов-старобрядцев Бачуриных на Новокузнецкой улице, где в середине 1990-х располагался Дом приемов компании «ЛогоВАЗ» Бориса Березовского. В том самом здании, где решались судьбы России.

«Триумф» привозила  в Россию топовых западных художников - Джейка и Диноса Чепменов, Демиана Херста. Сегодняшним проектом галереи стала выставка Алексея Беляева-Гинтовта "Родина - Дочь". За названием, позаимствованным у одной из картин художника, скрывается около двух десятков новых объектов, поражающих своими размерами, "боевой" раскраской, названиями.

Начнем, пожалуй, с палитры. Тем более, что в выборе цвета у Беляева-Гинтовта царит имперская аскеза: красное, черное, золото.

Глубокий символизм этих красок дает одухотворенному сознанию идеальную возможность развернуться, позволяет прогуляться вместе с ним по истории патриархальных амбиций, вплотную подводя к размышлениям об истинных устремлениях гегемона и демократии.

Что прячется за лаконичными и жизнеутверждающими названиями - искать не надо. Они столь же предельно откровенны, как и картины  над ними. Зато очевидно, что с чувством юмора у художника все в порядке. Иначе и быть не может для человека, способного увидеть и запечатлеть «Дворец Советов», «Правый марш», «Братьев и Сестер». И, конечно, «Родину - Дочь».

И, хотя все обращают внимание на «Братьев и Сестер» - еще бы, 12 метров потревоженных действительностью лиц буквально вопиют к вниманию. «Родина - Дочь» совсем иная. Ей бы пластическую операцию, и она вполне сошла бы за русскую красавицу. А так сусальность золота в сочетании с алым кумачом почему-то отдает не соцреализмом, а подобострастием ее (то ли Родины, то ли Дочери) перед заокеанскими властями. Словом, «Это твоя Родина, сынок», - как утверждает Юрий Шевчук. Боюсь, что это тот редкий случай, когда можно с ним согласиться.

Но все это уже было, мы видели портреты вождей и их выдвиженцев. Нам выдавали за высокое искусство безмозглую мазню с обязательными элементами - звездами, куполами, торжественными маршами. Чем же привлечь Беляеву-Гинтовту зрителя?

Для наглядности скажу: если перед вами поставить две сумочки от «Prada» - поддельную и настоящую - узнаете, где копия? Если предложить стол из карельской березы XIX века и его современный эквивалент, поймете, где настоящий? Если ответ положительный, тогда незачем объяснять уникальность картин Гинтовта.

Ну, а если вам все равно, тогда проще заказать в ближайшей фотомастерской портрет Путина в рамке тысячи за три рублей, сэкономив тем самым на картине Алексея Беляева-Гинтовта семь тысяч евро .

С другой стороны, все картины настоящей выставки уже проданы. Так что, если подобная форма в сочетании с форматом - ваши - стоит дождаться новой встречи с художником и его искусством.

Мария Свешникова