О, СПОРТ, ТЫ МИР!

В минувшую среду акцией "О спорт, ты мир" и выставкой Алексея Беляева-Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова торжественно открылась новая "Частная галерея".
Слепящая белизна стен, два фототриптиха: атлетичный юноша с граблями и он же с книгой, два газовых баллона, а к ним - чаша, из которой бьет струя-луч-лезвие молочного пламени, экран во всю стену. В проеме виден соседний зал: гимнастическое бревно, маты, зеркала. Невысокая гимнастка в окружении короткостриженных художников позирует фотографам. Рядом теснятся галерейщики в футболках "обсоси гвоздок", журналисты в свитерах и шарфах, телевизионщики в джинсах и кроссовках, щурящие глаз фотографы в спецовках, господа в сизых галстуках, арт-бомонд - кто в чем. Публика привычная. Люди бывалые. Часть мужчин поглядывает на девиц в алкогольной униформе, часть - на фотопанно и моложавых творцов.
Обещанный перформанс необременителен для внимания. В дальнем приделе гимнастка выполняет несложные упражнения. То же происходит и на экране в другом конце галереи. Теоретически можно вертеть головой и видеть и то, и другое. Экранная девушка оступается и падает с бревна; настоящая - нет. Конец представления - начало фуршета. На подоконниках два живописных подноса: морковь, свекла, огурцы, сыр, грибы, ветчина, креветки. На двух натянутых беленых холстах в деревянных рамочках разложены оранжевые икринки. Под "Русский стандарт" и Jameson осмысливаются слова куратора о том, что надо "проецировать позитивные тенденции" и что выставка "достаточно уникальна".
Рядом с туалетом висит картина шариковой ручкой. Сам туалет, с одной стороны - иллюстрация к тезису о бесполезности искусства, с другой стороны - стимул к акционизму: в стиле хай-тек, с душевой, зеркалами и псевдоэтнической живописью на стенах; он абсолютно не закрывается.
Любому салону нужна своя Анна Павловна Шерер. Особая примета этой галереи - ее хозяйка Марина Гнесич, бывшая спортсменка. Чаша - не просто грааль, а олимпийский огонь, юноша - не просто натурный красавец, но атлет, символ силы, молодости, зари новой эры. Отсюда разворачивается восходящая метафора: спорт, мир, новый город, новый человек, олимпизм. Вопрос: что делать "старым людям" в "новом граде" - художников мало волнует.
Теперь, когда, казалось бы, тоталитарный миф развенчан, развинчен, оприходован и растворен в языке, нам еще долго будут предлагать мускулы под видом невиданных красот, пробежку под видом путешествия в неизведанное, "пролетарского Прометея" под видом нового сладостного. Художники самоназываются "новыми тупыми", "новыми серьезными", "новыми невеселыми", но как в программе для внеклассного чтения: вместо "Нови" - "Дым".
При этом сама галерея может похвастаться удачным расположением, затейливо организованным пространством, материально-технической базой. Кураторы энергичны и могут похвастаться интересными знакомствами. Вопрос - кого звать.

Газета "Коммерсантъ-СПБ"

СЕРГЕЙ ПОЛОТОВСКИЙ